Новости храма и приходской жизни

15.05.2010

Паломничество в Рязань и Иоанно-Богословский монастырь

Фотоальбом

15 мая 2010 года состоялось намеченное ещё в марте паломничество нашей Воскресной школы в Рязань и мужской Свято-Иоанно-Богословский монастырь. Поехало нас всего 40 человек - видимо, многие разъехались по дачам.

Невозможно представить историю Российского государства, его ратную славу и культуру, его быт, традиции и искусство без истории и нынешней жизни земли Рязанской. Многие москвичи, в том числе и я, имеют в ней своих предков и родственников. Рязань — один из древнейших русских городов с многовековой историей. Первая столица Рязанского княжества, старая Рязань находилась в 65 км вниз по течению реки Оки от сегодняшней Рязани. Земля Рязанская, будучи юго-восточной о(у)краиной земли русской, издревле первой встречала опустошительные набеги кочевников. В 1237 году княжеские дружины вместе со всеми рязанцами встали на пути орд хана Батыя. Древняя Рязань была разрушена. Теперь там находится лишь небольшое село Старая Рязань, около которого постоянно проводятся археологические раскопки. Значение столицы княжества постепенно к XIV веку переходит к Переяславлю Рязанскому. Переяславль был основан в 1095 году и представлял собой крепость на холме, омываемую с трех сторон реками Трубежем и Лыбедью. Крепостные дубовые стены надежно оберегали город. На Переяславль Рязанский трагедии обрушивались бессчетно. Но город выстоял. Не случайно на его гербе изображен воин с мечом — символ мужественного защитника Отечества. В 1778 году по указу императрицы Екатерины II Переяславль был переименован в Рязань в честь первой столицы Рязанского княжества. История Рязани связанна, во-первых, с именем святителя Василия Рязанского, который чудесным образом в середине 13 века, стоя на своей мантии, против течения Оки был перенесён из Мурома в Старую Рязань. А чуть позже, после окончательного разорения последней, и в Переяславль Рязанский (нынешнюю Рязань). Благодаря этому переселению владыки возвысилось религиозное и политическое значение Рязанского княжества, которое долгое время соперничало с Москвой и владело вплоть до середины 14 века Коломной. По дороге я рассказывал историю рязанского княжества. А потом мы прочитали акафист свт. Василию.

Особенно Рязань укрепилась при блг. кн. Олеге Рязанском, которого некоторые историки записали в предатели, так как он не пришёл помогать блг. кн. Дмитрию Донскому на Куликовскую битву. Но Олег, на самом деле, вступив в переговоры с Мамаем, обманул последнего и не только не дал ему своего войска, но и не позволил придти к татарам на помощь Литовскому войску Ягайло. После встречи с прп. Сергием Радонежским, Олег окончательно примиряется с Дмитрием Донским, принимает монашество с именем Иоаким, основывает в Солотче монастырь, и, оставаясь князем, носит полупудовые вериги-доспехи, которые и сегодня хранятся в музее Рязанского Кремля. А в Солотчинском монастыре находятся его святые мощи (глава), которые при возобновление монастырской жизни в 1993 году, чудесным образом благоухали.

Много можно говорить об истории Рязани, но вернёмся к нашей поездке. Ехали долго - 4 часа: где-то из-за пробок, а где-то и из-за нашей неорганизованности, много раз делали зелёные остановки. ( Вообще, одна рекомендация паломникам - меньше пить, даже воду). По прибытии в Рязань, первым делом мы направились в Рязанский Кремль. Там нас встречал отец Вячаслав Зотов, мой друг и сосед по даче в рязанской деревне Деулино. Он уже 2 года служит в Кремле, знает его историю и нынешнее состояние.

Кремль почти полностью передан епархии, в Нём пребывает множество святынь, в том числе мощи Свт. Василия Рязанского и частица Ризы Господней, к которым мы приложились. Успенский кафедральный собор (летний) имеет старинный, самый высокий в Европе иконостас. На территории Кремля находится Спасский монастырь и духовная семинария. Окружен он древним насыпным валом, но стен не имеет, так как военной угрозе после татар не подвергался. Точнее, подвергался во время Великой Отечественной войны: его бомбили, но чудесным заступлением Василия Рязанского ни одна бомба не упала на Кремль. К Кремлю со стороны огромной колокольни примыкает прекрасный парк. По его аллее прошлись и мы, направляясь к автобусу, который повез нас теперь в главный монастырь Рязанской епархии - Иоанно-Богословский.

Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря. Предполагается, что поначалу монастырь был пещерным. Пещеры потом были закрыты, но недавно вновь обнаружены.

В декабре 1237 года святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая хранилась иноками на протяжении 416-ти лет. В 1653 году она была снята для позлащения большой водосвятной чаши. В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов). Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесен на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесен по штатам к разряду третьего класса и пришёл в упадок. В середине 19-го века монастырь был преобразован в общежительный. Возрождение его связано с именами архимандрита Виталия, управлявшего монастырём полвека, и купца первой гильдии Давида Ивановича Хлудова. На его средства восстановлены соборы монастыря: Иоанно-Богословский и Успенский, отремонтирована ограда, построена новая 80-метровая колокольня. В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращен РПЦ. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов) , старец, прошедший долгий путь монашеского служения, бывший почти 10 лет наместником Свято-Пантелеимонова м-ря на Афоне. Скончался он в декабре 2006 года. С его именем связано восстановление разрушенной обители. Сейчас это красивейший островок Православия, где спасаются около 30 монахов и послушников, куда ежедневно приезжает большое количество паломников и туристов, а также живут многочисленные трудники.

По дороге в монастырь (а находится он в 40 км от Рязани) мы успели прочитать акафист ап. Иоанну Богослову, память которого отмечается в мае, 21 числа. По прибытии, не заходя ни в какие лавки, пошли в Успенский храм, заказали требы, приложились к иконам и мощам. Через 15 минут к нам пришёл наш экскурсовод, иеродиакон Мелхиседек. Он уже 15 лет в монастыре, знает здесь всё и удивительно рассказывает об этом. Благодаря ему мы приложились к чудотворной иконе Знамение-Корчемная, которую он вынес из алтаря. Эта икона прославилась в 19 веке, когда чудесным образом сама перенеслась в корчму, и помогает в борьбе с пьянством. Потом мы пошли в Братский корпус, где в домовом храме в честь иконы Богоматери Скоропослушницы приложились ко многим-многим мощам, собранным старанием покойного архим. Авеля, в том числе к большой частице мощей Вмч. Пантелеимона. Напоследок, отец Мелхиседек привёл нас в подклетный храм прп. Серафима Саровского, в котором находятся захоронения настоятелей монастыря и костница (черепа и кости монахов, чьи могилы были разорены безбожниками в советское время). Интересно было воочию прикоснуться к афонской традиции захоронения. О. Мелхиседек прекрасно владеет искусством речи: он дополнял свое повествование стихами и баснями Крылова, говорил о красоте церковно-славянского языка, мило общался и с взрослыми и с детьми. Даже на службу ради нас не пошёл сразу, а позаботился ещё и о нашей трапезе. Покушали мы в монастырской столовой очень организованно, и пошли на службу в Успенский собор. Помолившись около получаса, после елеопомазания пошли на святой источник Иоанна Богослова. Дорога туда идёт через огромный овраг, но нам было даже очень интересно спускаться и подниматься по крутым склонам. Единственно, что некоторых раздражало - это комары. В Москве их почти нет, а тут, около Оки и заливных лугов - предостаточно. Купальня сделана недавно новая, отдельно для мужчин и женщин. Кто хотел - окунулся, а кто-то просто набрал святой воды. Источник этот известен всей рязанской пастве, много от него исцелений получают люди.

Но пора возвращаться в Москву. Мы уже 4 часа в монастыре, но сколько ещё не успели: и в Лавку не заглянули, и монастырской выпечки и молока не купили. И на службе совсем немного побыли. А ещё хотели в Константиново заглянуть, которое совсем рядом с монастырём находится. Но нет - время уже 20-30. Только домой! Успеть бы к закрытию метро.

Вечернее небо поразило многих своей красотой. Дорогой смотрели православные фильмы, слушали песнопения (на диске) братии монастыря и …спали. Прибыли в Москву в 00-15 ночи, ещё до закрытия метро. Слава Богу, все успели добраться домой, даже те, кто живет далеко от Бутово.

Поездка всем понравилась, хотя мы выполнили лишь минимум намеченной программы. Солотча, Ласково и Константиново будут ждать в следующий раз.

Директор Воскресной школы Зверев Виктор Олегович

Возврат к списку

Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Cхема проезда Священнослужители Расчетный счет Карта сайта Ссылки
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина