Новости храма и приходской жизни

24.02.2009

Паломничество в Киев

Фотоальбом

Очень непросто кратко рассказать об этой поездке, но попробую. Надо сначала пояснить, что она состоялась во многом неожиданно. Олег Лосицкий предложил о.Сергию поехать в Киев буквально за 2 недели до примерной даты отъезда. Поначалу даже казалось, что поездка не состоится, но самые оперативные и решительные 27 человек все-таки собрали необходимые деньги для покупки билетов. Я первоначально не собирался ехать, но наши старшие учащиеся Воскресной школы решили подарить мне эту поездку к дню Ангела.

20 февраля в 16-45 наш поезд тронулся. Мы разместились в двух вагонах. Дорогой сначала приходили в себя после напряженного трудового дня и сборов, а потом началось изучение украинского языка, так как на русском языке миграционные карточки отсутствовали. Оказалось, например, что «Мета прiбуванiя» это совсем не место, а цель прибытия. Как-то справившись с первым уроком украинского, многие начали готовиться к первому уроку легального пересечения границы. Но сначала почитали патерик, сообща помолились вечерним правилом, некоторые даже прочитали акафист прп. Феодосию и Антонию Киево-печерским и 17 кафизму(накануне родительской). Дети (а всего их ехало 10 человек)общались между собой или сами с собой, играя в электронные игры и слушая, затыкая свои уши наушниками, электронную музыку. Да, трудно им, да и нам научиться пребывать в тишине и молитве. Вот за тем и поехали, чтобы посмотреть пещерные монастыри Киева, где люди путем уединения научались познавать себя и Бога.

« Просыпайтесь, таможня»,- сказал проводник и зажег свет за полчаса до таможенной границы. «Что везём? Откройте сумку? Оружие, наркотики есть?» Увидев в сумке акафист, пошёл проверять других. Я понял, что акафист - это эффективное средство для прохождения таможенного контроля. Не успели немного заснуть, как опять проводник будит нас: оказывается, что мы уже за границей или кордоном, и нас сейчас будут проверять иностранные пограничники. А я за свои 43 года ещё не разу не был заграницей. На (в) Украине я, правда, бывал, а вот за границей - первый раз. Оказалось, что пограничник наш человiк: по-нашему гутарит или мы по-его. Порвал миграцiону карту на две части и одной поделился со мною, мол - тоби половина, и мни половина. Я уже подумал, что проспал Очередное воссоединение Малороссии и Великороссии, но понял, что ошибся, так как пограничник не бросился ко мне в объятия, а пошёл дальше рвать миграционки.

Ну, вот и очередной подъем за час до прибытия в нашу древнюю столицу - славный русский город Киев, откуда, как свидетельствует древняя летопись, и «пошла земля русская» (откуда пошла земля украинская там, кстати, почему-то не сказано).

Выходим из вагонов, на улице темно: в Киеве всего 5 часов ночи, хотя у нас уже 6 утра. Меняем время, а заодно и деньги. Были деньги - стали гроши: в пять раз всё подешевело. Вот они - украинские доллары, т.е. гривны. Пока узнавали курс и правила обмена, за нами пришли… Это была наш проводник, гид и, как мы потом узнали, интереснейший человек(далее везде по-русски) Татьяна Александровна Лазаренко - поэтесса, историк и учитель. Садимся в автобус и едем в первое святое место нашего паломничества - Покровский женский монастырь - на раннюю литургию, так как 21 февраля - Вселенская родительская суббота. Монастырь основан в конце 19 века женой великого князя Николая Николаевича(сын Николая I) Великой княжной Александрой Петровной, в монашестве - Анастасией. Сестер довольно много, а храм свт. Николая - самый вместительный в Киеве. Кто-то сел на стул и досыпает то, что не успел в поезде, под спокойное женское пение, но большинство из нас молится по «Отче наш», так как затем нас ждет насыщенная паломническая программа. Завтракаем в монастыре и едем в… Куда мы хотели ехать я так и не понял, потому что водители были не местные и даже Татьяна Александровна не могла поначалу ими руководить. Мы пытались поехать в одно место, но проезжали нужный поворот, а разворот был так далеко, что лучше уже было ехать в другое место. В конце концов, под речь Т.А., в полусне, мы добрались в самый отдаленный уголок Киева - Церковщину. Солнце сияло, радуясь нашему прибытию, легкий морозец веселил наши души. Удивительное место - Церковщина: здесь находятся скит и пещеры, где подвизались и подвизаются монахи с глубокой древности, воссоздан прекрасный храм, намоленный новыми насельниками. Удаленность от Киева помогает здесь сохранять молитвенную собранность, особенно ощущается она в пещерах. Т.А. торопит нас: надо ещё побывать там и там. Идем к небольшому источнику, пьем святую воду, пишем записки, покупаем диски и книги и идем к автобусу. Надо сказать, что огромная территория монастыря так и не отдана государством, а пещеры вообще находятся в ведении какого-то госучреждения, которое якобы их охраняет - в общем, все как у нас в СССР, а теперь Росиии.

После Церковщины поехали в ещё один когда-то пещерный монастырь - Китаевскую пустынь. Она знаменита многими подвижниками, но особенно монахом-женщиной прп. Досифеем, которая скрылась под мужским именем от своих богатых родителей и получила от Бога дар прозорливости. К ней приходил и прп. Серафим Саровский, будучи ещё юношей. Много интересного рассказала нам Татьяна Александровна, мы поднялись на вершину холма, где находится вход в пещеры, со свечами прошлись по ним, помолились прп. Досифею(и), потом спустились к монастырскому храму, заказали требы, купили книги в надежде, что по приезде в Москву подробнее узнаем, где же мы находились. Время поджимало, надо было ехать дальше - в Голосеевский Богородичный монастырь, но туда мы уже не успевали - пора было подкрепиться за трапезой, заказанной в Покровском монастыре. После обеда-ужина мы направились в духовный центр Киева - Свято-Успенскую Лавру на всеношное бдение, многие хотели причаститься в Киеве в воскресный день, поисповедоваться в Лавре. Приехав в Лавру уже в полутьме, зашли в кафедральный собор, где, как оказалось, служил в это время блаженнейший митрополит Владимир. Наши детишки даже сумели у него помазаться во время чтения канона. Исповедь принимали монахи Лавры, народу было немного, и вообще меня лично поразила простота архиерейского богослужения. Только тут я понял насколько непросто служить в Киеве, где существует филаретовский раскол, во многом поддерживаемый украинским правительством.

Да, эта боль, как глубокая рана прошла по всей Украине, и в Киеве на карте города видны многочисленные черные треснутые купола, обозначающие захваченные раскольниками храмы.

После службы поехали домой, т.е. в детский пансионат, где должны были жить до самого отъезда в Москву. Водители сделав несколько «кругов почета» наконец-то приехали на место отдыха. Помолившись келейно, а некоторые и сообща, пошли спать. Так прошёл первый день нашего пребывания в Киеве.

Утром в воскресение потихоньку почти уже одетыми начали, как незнайки, вылезать из-под слоя двух одеял: топят в интернате не очень, а на госучреждения подачу газа и тепла экономят особенно тщательно. Помолились все вместе в холле и поехали в Покровский монастырь на литургию, тем более что многие из нас захотели причаститься в Древнем Киеве. В том же монастыре была заказана и трапеза.

Надо сказать, что почти во всём службы и обычаи в храмах Киева похожи на наши, даже рубли принимают по курсу 1 к 5, везде слышна русская речь с мягким киевским акцентом, все тебя понимают и не чураются понаехавших москалей. Одним словом, относились к нам как к обычным прихожанам, а не иностранным гражданам. Наверное, поэтому, и обед в 3-й уже раз оказался весьма холодным, так что Т.А. решила перенести трапезу вечером в Лавру, благо, что её и там хорошо знают.

Планы наши на воскресный день были весьма большими, но начали мы с посещения национального заповедника, находящегося в самом центре Киева - площади храма Святой Софии, построенного ещё в 1037 году. Храм, к сожалению, не возвращен Церкви, и попасть туда можно только за 20 гривен. Т.А. решила, что в храм нельзя ходить как в музей, и лишь одна наша паломница художник Елена Викторовна смогла, причем даже бесплатно, зайти в эту древнейшую святыню Православия - так она хотела увидеть древние фрески.

Мороз и солнце, день чудесный - опять нам повезло с погодой. Мы от души радовались, фотографировались на фоне собора и других памятников Киева, прошлись по центральной, Владимирской улице в сторону восстанавливаемой на средства УПЦ МП самой древней Десятинной церкви. Сейчас там стоит временный деревянный храм, где мы помолились и подали записки. Потом посмотрели с обрыва на Киев, а точнее - на доступную нашему взору его часть, так как весь Киев даже с самой высокой точки города увидеть не удастся. Он стоит на множестве холмов: спуски и подъемы, овраги и довольно кривые узкие улочки - всё это придает Киеву особый колорит.

После небольшой прогулки по центру города мы поехали в Зверинецкий пещерный монастырь. Со слов Т.А., он был образован ещё ранее Лавры, жили в нем люди подобно тому, как живут звери в норах (отсюда и название), а при очередном разорении Киева половцами или монголо-татарами пещеры были засыпаны. Вновь они были открыты, а точнее открылись сами после оползня в конце 19 века. История их возрождения продолжается и по сей день. Со свечами в руках мы спустились в пещеры, приложились к главам безымянных подвижников, зашли в сторожку рядом строящегося монастырского храма, где заказали требы и поднялись снова вверх, в Ботанический сад, на территории которого находится ещё один мужской монастырь - Свято-Троицкий Ионовский (основан в конце 19-ого века).

Туда мы и направились, причем некоторые (в том числе и я) - по обходной длинной, но чрезвычайно красивой дороге через ботанический сад. Времени на посещение святыни было мало, но мы успели немного послушать исполняемый прекрасным греческим распевом акафист перед чудотворной иконой Богородицы - Троеручицей, приложиться к мощам основателя монастыря прп. Ионы и подать записки.

Далее надо было ехать на трапезу в Лавру. Опять мы немного запоздали, поэтому ужин был хотя и обильным, но при этом и остывшим. Нас это не особо уже печалило, так как мы освоились в Киеве и решили пройтись по магазинам, закупить колбаски, чтобы заговеться на сырную седмицу. Уже в потемках мы садились в автобус и думали ехать в интернат, но Т.А. взяла курс на Голосеевский Богородичный монастырь, который мы не посетили вчера.

В темноте мы подъехали к монастырю, основанному в начале 17-ого века и закрытому, как и все киевские монастыри большевиками в 20-ые годы 20-ого века. Монастырь возрождается с 1993 года, много построено за последнее время. Мы попали на вечернюю службу - тишина и темнота способствовали молитве. В подвале храма находятся мощи почитаемой, но пока ещё не прославленной блаженной монахини Алипии. Пропев ей вечную память, мы приложились к надгробию матушки и помазались маслом из лампадки, установленной на её могиле.

Возвратившись домой в девятом часу, первым делом побежали в магазин за колбаской и другими киевскими мясомолочными продуктами. Накрыли стол в одной из комнат и приступили к заговенью. Наевшись и напившись (правда только чаю) пошли молиться в холл. Спать нам оставалось менее 7 часов, так как завтра предстояла кульминация нашего паломничества - посещение Лавры.

Утром 23 февраля мы все же задержались с отъездом: нужно было помолиться и собрать свои вещи, так как после Лавры мы сразу уезжали на вокзал. Поэтому когда приехали в Лавру, то попали на самое окончание молебна перед чудотворной иконой Успения. Приложившись к святыням храма, пошли в ближние пещеры. Здесь находятся мощи первых подвижников Лавры XI - XIII веков. Причем память одного из них, Прохора чудотворца, пришлась на день нашего посещения пещер, и поэтому мы сподобились приложиться к его открытым мощам. По молитвам этого святого во время голода лебеда становилась мукой, а пепел - солью. Думаю, что по его же молитвам наш последний обед в Лавре был просто удивительным, но об этом попозже. Итак, мы прошлись по пещерной улице, где в специальных раках находятся мощи печорских святых. От некоторых мощей, как и предупреждала нас Т.А., шло тонкое приятное благоухание. Здесь были древние святые Руси, её духовные отцы. Лавра возрождена всего 20 лет назад, но как много сделано за эти годы. Хотя и не все здания и храмы вернули Церкви, а храм напротив входа в Лавру и вовсе отдан раскольникам. Интересно, что воины-афганцы построили небольшой храм в память о своих погибших братьях на территории Лавры - а ведь могли бы тоже ради самостийности примкнуть к филаретовцам, но видимо им дороже истина, а не политика.

После ближних пошли в дальние пещеры. Приложившись к мощам, купив иконы, маслице, заказав сорокоусты, получили от Т.А. полчаса свободного времени перед обедом. Кто куда ходил, я не знаю, но сам успел только купить икону и освятить её на мощах киево-печерских святых, да ещё в лаврском ларьке купить лаврский пряник и масандровский кагор, благо, что он в Лавре в 3 раза дешевле, чем в Москве.

На трапезе нас, как я уже говорил, ожидало чудо. Стол ломился от всевозможных яств, все было горячим и вкусным. Прямо на нас с иконы смотрел прп. Прохор чудотворец, как бы говоря: «не обижайтесь, братья, приезжайте ко мне ещё, я вас покормлю, как положено». На дорогу нам положили то, что мы не успели съесть за столом, и потому монастырская трапеза продолжилась потом и в поезде, а я ещё 4 дня доедал солянку в Москве.

После Лавры Татьяна Александровна успела отвезти нас ещё в один мужской, Введенский монастырь, где находится чудотворная икона «Призри на смирение» и её чудесно проявившийся на стекле образ. Приложился к иконе, подал записки и вышел на улицу… Автобуса уже не было - вот что значит опоздания. Кинулся на лево - неужели уехали? Но нет, не бросили, вспомнили, что кто-то ещё должен сидеть в автобусе. Ну, вот теперь можно и на вокзал.

На вокзале ещё успели на оставшиеся гроши накупить всем известных киевских тортов и тронулись в обратный путь. Дорогой так искренне и дружно разговорились, что я понял: цель нашего паломничества достигнута. Ведь говорили уже не о светском, а почти только о духовном, т.е. мы стали не просто смотрителями духовных сокровищ, но в какой-то малой степени и их носителями. Тихонько отметили День защитника отечества, помянули почившего Патриарха Алексея II, которому в этот день исполнилось бы 80 лет, и опять вместе «по кругу» помолились. Далее была таможня, пограничники, но мы уже привыкли к этим формальностям и спокойно доехали до Москвы. Кстати, тут же возник вопрос: а куда поедем в следующий раз?

Зверев В.О.

Возврат к списку

Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Cхема проезда Священнослужители Расчетный счет Карта сайта Ссылки
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина